Дислексия — это особенность восприятия, из-за которой детям сложно научиться читать и писать, а взрослым — делать это быстро и без ошибок. Считается, что дислексия встречается у каждого 20-го жителя планеты. Но из-за того, что о дислексии знают немногие, эту особенность часто принимают за лень и даже глупость.
Во многих европейских странах дислексией называют любые сложности, связанные с чтением, письмом и арифметикой. В России для каждого нарушения используют самостоятельные термины.
Дислексия — трудности с чтением.
Дисграфия — трудности при обучении письму.
Дизорфография — сложности с запоминанием и применением правил орфографии.
Дискалькулия — неспособность к арифметике и математике.
Доктор офтальмолог Рудольф Берлин впервые дал диагноз «дислексия» пациенту в XIX веке, который не мог читать, несмотря на отличное зрение и интеллект.
Дислексия и другие подобные расстройства не зависят от уровня интеллекта и воспитания. Люди с таким диагнозом могут достичь успехов в точных науках, достигнуть выдающихся результатов в творчестве и спорте. Среди знаменитых дислектиков — лауреат Нобелевской премии по физике Альберт Эйнштейн, промышленник Генри Форд, художник Пабло Пикассо, актриса Дженнифер Энистон и кинорежиссер Стивен Спилберг.
Большинство людей с дислексией способны читать, но им это дается с большим трудом.
Одним из главных признаков дислексии является медленное чтение по слогам или буквам. Ребенок испытывает трудности в прочтении текста, додумывает слова, перепутывает буквы, иногда угадывает их порядок. Запросите у дислектика основную мысль или попросите его пересказать текст — это будет сложной задачей для него.
Может показаться, что эти проблемы характерны для всех детей в начальной школе. Но к концу второго класса большинство детей автоматизируют процесс чтения, оно становится быстрым и легким. А вот для людей с дислексией чтение всегда остается сложным.
Причины дислексии
В Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11, еще не действующая в России), имеется код MB4B.0 для диагноза «дислексия». Этот диагноз касается потери способности к чтению и пониманию письменной речи у взрослых, которые раньше обладали этим навыком, но утратили его из-за инсульта или черепно-мозговой травмы.
Проблемы с обучением чтению и письму в МКБ-11 отнесены к разделу «Расстройство развития учебных навыков» (код 6A03). При этом отмечается, что это расстройство не связано с нарушениями интеллектуального развития, болезнями зрения и слуха, доступностью образования или неправильным воспитанием.
Итак, дислексия — это не психическое расстройство, а нейробиологическая особенность, которая влияет на функционирование центральной нервной системы. Мозг неправильно интерпретирует и расшифровывает визуальную информацию — буквы или цифры — и выбирает сложный и извилистый путь для распознавания напечатанных символов.
Простое слово «молоко» дислексик воспринимает как набор символов — например, «омлоок». При этом ему трудно следить за строкой.
Точные причины дислексии не установлены — существуют только теории, объясняющие учебные трудности даже при высоком уровне интеллекта.
Считается, что до 80% случаев дислексии имеют генетическую связь. В рамках обширных генетических исследований международной группы ученых было выявлено 42 вариации генов, которые могут привести к развитию дислексии.
Известно, что у короля Швеции — Карла Густава, его дочери — Виктории и сына — Карла Филиппа, возникли сложности с быстрым чтением из-за дислексии. Для членов королевской семьи это генетическое заболевание.
В 2020 году шведский принц Карл Филипп выпустил аудиокнигу «Любимая дислексия». Фото: Фрэнки Фугантин
Часто дислексия проявляется из-за внутриутробного поражения центральной нервной системы.
Факторы риска развития дислексии:
- Отсутствие достаточного количества кислорода для плода из-за осложнений во время беременности или родов — это гипоксия;
- Воздействие инфекций, перенесенных женщиной во время беременности (например, корь, герпес, краснуха) на развитие плода;
- Потребление табака и алкоголя во время беременности.
По причине особенностей зрительного восприятия у людей с дислексией наблюдаются неправильные движения глаз: прыжки с буквы на букву, пропуски и возвращение к уже прочитанным фрагментам текста. Эти недостатки затрудняют понимание прочитанного.
У людей с дислексией может быть нарушена вербальная память (которая помогает запоминать словесную информацию) и фонематическое восприятие (способность распознавать звуковые сигналы по слуху).
Признаки дислексии у детей и взрослых
Симптомы дислексии начинают проявляться при посещении ребенком школы. Российские нейрофизиологи утверждают, что в каждом классе найдется не менее одного ученика с дислексией. По сравнению с другими детьми, такие ученики заметно отстают в чтении и медленнее осваивают этот навык.
У детей с дислексией развита речь, нет проблем со зрением и слухом, они хорошо усваивают устную и визуальную информацию, но сталкиваются с трудностями именно в чтении.
Признаки дислексии в раннем возрасте
Обычно дислексию у детей до школьного возраста сложно выявить. В этом возрасте они только начинают изучать чтение, счет и письмо, поэтому определить нарушения не так уж просто: нельзя точно сказать, связаны ли ошибки с незрелостью навыка или с проблемами вообще с чтением.
Тем не менее, есть ранние признаки — индикаторы, на основе которых можно предположить дислексию с большой вероятностью.
Признаки, указывающие на склонность к дислексии у дошкольника:
- Ребенок начал ползать после 9-12 месяцев или вообще не ползал, а сразу пошел. Этот период является критически важным для формирования представлений о пространстве, необходимых для развития навыков чтения и письма.
- Не развита мелкая моторика: некоторые действия, такие как завязывание шнурков или застегивание пуговиц, вызывают трудности, ребенок держит ложку и карандаш неправильно.
- Отсутствует интерес к игре с мячом, затруднено подбрасывание и ловля. Это может быть связано с нарушением зрительного восприятия и координации рук и глаз.
- Затруднено стояние на одной ноге, сохранение равновесия, например, при ходьбе по бордюру. Учиться кататься на самокате или велосипеде также представляется сложным.
- Дети, склонные к дислексии, как правило, не интересуются запоминанием коротких стишков, путаница с звуками и слогами, затруднено запоминание написания слов, а также рифмы (например, кошка — мошка, дом — ком).
Признаки дислексии у школьника
Обычно диагноз «дислексия» устанавливают во 2–3-м классе школы, когда большинство детей уже автоматизировали чтение, и трудности становятся заметными. Учебный прогресс у них медленный.
Признаки, которые могут указывать на дислексию у детей в возрасте 8–12 лет:
- Дети медленно читают, не интересуются внешкольной литературой и не любят читать вслух;
- Они пропускают слова и фрагменты текста;
- Не дочитывают окончания слов и фраз, а додумывают их;
- Меняют местами буквы в словах или заменяют некоторые буквы (например, вишня – лишня, молоток – мотолок, шутка – тушка);
- Читают или пишут задом наперёд;
- Не запоминают новые слова и не узнают те, которые часто встречаются (например, вход – выход);
- Плохо различают парные согласные звуки (б – п, в – ф, г – к);
- Не замечают того, что расположено в левой части страницы;
- Часто не могут подобрать подходящее слово и заменяют его общим понятием (например, свитер называют вещью);
- Путают схожие по звучанию слова (июнь – июль, богатыри – богатые);
- Неправильно согласуют местоимения или прилагательные с существительными (мой пальто, грустный собака);
- Не помнят даты, номера телефонов, списки дел.
Существует легенда, будто отражение букв R вместо Я — прямой признак дислексии. На самом деле так делают почти все дети до 6-8 лет.
Считается, что люди с дислексией воспринимают текст как картинки, сталкиваются с трудностями на абстрактных словах, где мозг не может найти иллюстрацию, — предлогах и пространственных понятиях: верх, низ, далеко, близко, высота, глубина и так далее.
Если хотя бы три из перечисленных признаков характерны для ребенка и проявляются постоянно — это повод подозревать дислексию и обратиться за консультацией к неврологу, нейропсихологу или логопеду.
Симптомы дислексии у взрослых
Иногда дислексию диагностируют впервые только в подростковом или даже взрослом возрасте, а до этого все сложности с обучением списывают на лень или даже умственную отсталость.
Для взрослых также характерны признаки дислексии, схожие с школьными. Со временем дислектики приспосабливаются к своим особенностям — они находят любые способы избежать чтения или быстро устают от него.
Эти признаки помогают распознать дислексию:
- затруднения с написанием официальных писем и отчетов;
- ограниченная письменная речь — то, о чем человек может говорить часами, он с трудом может описать в нескольких предложениях;
- проблемы с запоминанием паролей, ПИН-кодов, номеров телефона;
- сложности с правописанием;
- частые ошибки в именах и названиях;
- затруднения с подбором необходимых слов — ощущение, что слово «вертится на языке», но не удается его вспомнить;
- отсутствие желания читать ради удовольствия.
Типы дислексии
В зависимости от точки сбоя восприятия в мозге, выделяются разные виды дислексии.
Фонематическая (акустическая) дислексия: сложности с различением похожих звуков (фонем). Людям с фонематической дислексией трудно понять, почему в слове «паб» в конце написана буква «б», а не «п», или запомнить написание слова «здравствуйте».
Семантическая дислексия: возникает «механическое чтение», когда мозг тратит всё усилие на правильное чтение текста, но не успевает понять его суть. У детей с таким видом дислексии сложно уловить главную мысль текста и повторить прочитанное.
Аграмматическая дислексия: не удается правильно составить фразу или предложение. Такую речь также называют косноязычной: здесь неправильно согласованы падежи, подобраны окончания («пёс выглядел абсолютно голодный»).
Дислексия по Мнестическому типу: непонятно, как связаны звуки и буквы. Например, в слове «лес» буква «е» обозначает различные звуки: в форме единственного числа слышится звук [э], а в форме множественного числа — «леса» — звук [и]. Обычно дислексия по Мнестическому типу проявляется уже при изучении алфавита ребенком.
Дислексия по Оптическому типу: человек способен читать зеркально, «перескакивать» между частями текста, путать написание букв.
Дислексия по Тактильному типу: нарушение, с которым сталкиваются незрячие люди — они перепутывают буквы при чтении определенного шрифта, называемого Брайлем. Шрифт Брайля — это комбинация точек рельефа, используемая незрячими и слабовидящими людьми для чтения и письма.
Особенностью Азбуки Брайля является возможность слепым людям читать текст, ощупывая его пальцами
Как распознать дислексию
Дислексию невозможно выявить на основе субъективных наблюдений. Существуют специальные анкеты, например, тест на портале «Ассоциации родителей детей с дислексией». Однако любые анкеты лишь могут намекнуть на наличие нарушения.
Диагноз может быть поставлен только специалистами: дефектологами, логопедами и нейропсихологами. Они проведут специальные тесты, чтобы определить причины учебных трудностей.
Какое слово получится, если заменить «т» на «п» в слове «торт»? Человек с дислексией вряд ли сможет быстро ответить на этот вопрос.
Важные аспекты, на которые обращает внимание логопед во время диагностики:
- Правильное ли у ребенка произношение звуков;
- Умеет ли он различать звуки на слух (можно попросить ребенка «поймать» звук — для этого нужно загадать любой звук и попросить ребенка хлопать каждый раз, когда он услышит его в словах, которые взрослый называет в случайном порядке);
- Может ли понять, где в слове находится тот или иной звук (например, нужно найти слова, в которых звук «п» стоит в начале, в середине и в конце слова);
- Словарный запас;
- Грамматический строй речи;
- Связность речи.
Нейропсихолог проанализирует, насколько развиты высшие психические функции — зрительное и фонематическое восприятие, память, внимание, речь.
Для выявления дислексии специалист по нейропсихологии может предложить выполнить испытание «кулак — ребро — ладонь». Этот метод был разработан в 1982 году клиническим психологом и логопатологом логопатологомЭкспертом, специализирующимся на нарушениях речи и обладающим набором компетенций: врач-невролог, нейропсихолог и лингвист.Александром Николаевичем Корневым.
Сначала взрослый кладет ладонь на стол и демонстрирует детям последовательность движений: сжать кулак — положить ладонь вертикально на ребро — опустить руку с ладонью вниз на стол. Детям нужно выполнить эти движения трижды — желательно быстро и без ошибок.
На основании того, как ребенок справляется с этим заданием, нейропсихолог определит, насколько хорошо развита моторная и зрительная память, как быстро мозг переключается между задачами.
Это всего лишь один из множества тестов, проводимых врачами. Окончательные выводы могут делать только специалисты после полного обследования.
Для уточнения диагноза часто назначается электроэнцефалография (ЭЭГ) — безопасный и точный метод изучения функционального состояния мозга.
Иногда также требуется консультация офтальмолога и отоларинголога, чтобы исключить проблемы с зрением и слухом, а также невролога, который поможет установить, нет ли у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), с которым часто связаны трудности с чтением и письмом.
Методы коррекции дислексии
Нельзя избавиться от дислексии или «перерасти» её — это особенность, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни. Однако специалисты научились корректировать её таким образом, чтобы трудности не мешали учиться и не ограничивали развитие личности. Если не обращать внимание на дислексию, это может привести к пониженной школьной успеваемости, что негативно скажется на самооценке ребенка и может стать причиной депрессии. Часто дислексия может привести к развитию Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Исследователи по всему миру в лабораториях и научных сообществах занимаются поиском методов коррекции. Они тестируют специальные бифокальные очки с разноцветными линзами, которые помогают улучшить способность к чтению. Врачи изучают эффект ноотропов — лекарственных препаратов, которые стимулируют работу мозга.
Однако основной метод коррекции остаются регулярные занятия с логопедом и нейропсихологом. С помощью специальных упражнений можно тренировать мозг распознавать буквы и автоматизировать процесс чтения, насколько это возможно. Кроме того, специалисты научат ребенка переключаться между заданиями и расслабляться, что поможет избежать переутомления.
Самое главное, что взрослые могут сделать для помощи ребенку с дислексией, — это правильно организовать для него процесс обучения. В некоторых странах есть специальные учебники с небольшим количеством текста и множеством иллюстраций и наглядных графиков.
Обычно дети с дислексией любопытны, у них хорошо развито воображение, а особенности восприятия позволяют им мыслить нестандартно и находить интересные решения. Они могут раскрыть свой потенциал, если помочь им адаптироваться к учебе и не позволить им чувствовать себя чужими.
Советы для родителей и учителей детей с дислексией:
- Предоставить ученику больше времени на выполнение заданий.
- Поощрять творческие проекты: создание учебных фильмов, устные выступления, сборка фотоколлажей по теме, проведение экспериментов.
- Разрешить записывать урок на диктофон — так ученик сможет прослушать урок полностью или отдельные части, не тратя силы на чтение.
- Читать вслух и обсуждать прочитанное вместе — это поможет расширить кругозор и обогатить словарный запас.
- Повторно читать книги и возвращаться к пройденным сюжетам — возможно, одного прочтения недостаточно для полного понимания книги.
- Выписывать и обсуждать незнакомые и непонятные слова.
Сообщества и сервисы для поддержки людей с дислексией
Из-за широкого распространения дислексии, в ряде стран, включая Россию, существует множество сообществ, объединяющих людей с дислексией и специалистов, изучающих это явление. Открытые источники содержат интервью с экспертами, научные исследования и рекомендации по обучению и развитию детей с дислексией.
Сообщества на русском языке:
- Ассоциация родителей детей с дислексией — здесь вы найдете обширную базу знаний о дислексии.
- Сообщество Dyslexia Community — издает журнал о дислектиках.
Сообщества на иностранном языке:
- Центр дислексии и творчества Йельского университета предоставляет обширную информацию о европейских методах помощи людям с дислексией. Сайт также содержит разделы, предназначенные для родителей и педагогов.
- Британская ассоциация дислексии была основана в 1972 году и на её сайте можно найти подробную информацию о дислексии и дискалькулии.
Специализированные сервисы и приложения для людей с дислексией:
- Шрифт Adys: специально созданный шрифт, который помогает людям с дислексией читать — можно скачать бесплатно на кириллице и латинице.
- Расширение Beeline Reader: это приложение подсвечивает текст цветом на веб-страницах в браузерах Chrome и Firefox, чтобы людям с дислексией было удобнее сосредотачиваться на буквах.
Источники
- Ассоциация родителей детей с дислексией.
- Сообщество людей с дислексией.
- Британская ассоциация людей с дислексией.
- Shaywitz S. Преодоление дислексии. Random House Publishing Group, 2008. С. 122–127.
Влияние окружающей среды на развитие дислексии
В пункте №3 рассматривается роль окружающей обстановки в процессе формирования дислексии. Согласно исследованиям, окружающая среда может оказывать значительное влияние на развитие этого расстройства, влияя на психологические и эмоциональные аспекты личности.
Окружающая среда включает в себя множество факторов, таких как семейная обстановка, образовательная среда, культурные влияния, а также уровень стресса и тревожности, которые могут оказать негативное воздействие на развитие дислексии у детей и взрослых.
Психологический аспект играет ключевую роль в формировании дислексии, и влияние окружающей среды может усилить или ослабить данное расстройство.
Для более эффективной коррекции дислексии необходимо учитывать воздействие окружающей среды на пациента, создавая благоприятные условия для развития и преодоления трудностей, связанных с этим расстройством.
Психологические аспекты дислексии
В данном разделе рассматривается влияние психологических факторов на проявление дислексии. Этот аспект играет значительную роль в разработке индивидуального подхода к коррекции данного расстройства. Психологические аспекты дислексии включают в себя особенности восприятия информации, стратегии обучения и психологические реакции на сложности в усвоении материала.
Функциональное асимметричное развитие | Одним из важных психологических аспектов дислексии является функциональное асимметричное развитие, которое может оказывать влияние на специфические трудности с чтением и письмом. |
Психологические реакции | Пациенты с дислексией могут испытывать стресс, тревогу и низкую самооценку из-за своих трудностей в учебе. Важно учитывать психологические аспекты при разработке программы коррекции дислексии. |
Адаптация методов обучения | Индивидуальный подход к обучению может помочь пациентам с дислексией преодолеть трудности и развить свои способности. Важно учитывать психологические особенности каждого человека при разработке коррекционных методов. |
Индивидуальный подход к коррекции дислексии
При выборе методов и техник коррекции дислексии необходимо учитывать индивидуальные особенности пациента, его возраст, уровень образования и личные предпочтения. Персонализированный подход позволяет эффективно работать над улучшением навыков чтения, письма и понимания текста. Разнообразие подходов и индивидуально подобранные методики помогают добиться наилучших результатов в коррекции этого расстройства.
Индивидуальный подход к коррекции дислексии также подразумевает работу не только с самим заболеванием, но и с обстоятельствами, которые могут усугублять его проявление. Психологическая поддержка, мотивация и понимание окружающих играют важную роль в процессе лечения. Однако главное в этом процессе – это уникальность подхода к каждому человеку, что позволяет добиться наибольших успехов в преодолении дислексии.
Важность ранней диагностики дислексии
Важность ранней диагностики дислексии |
Существует немало случаев, когда дети или взрослые сталкиваются с трудностями в обучении или переваривании информации, а причиной всему оказывается дислексия. Ранняя диагностика способна выявить данное расстройство и позволит намного быстрее и эффективнее подойти к его преодолению. |
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Почему дислексия считается особенностью восприятия?
Дислексия — это особенность восприятия, потому что люди с этим расстройством испытывают трудности в обработке письменной информации, что затрудняет им усвоение чтения и письма.
Как часто встречается дислексия?
Считается, что дислексия встречается у каждого 20-го жителя планеты, что делает это расстройство достаточно распространенным.
Почему дислексию часто принимают за лень или глупость?
Дислексия часто принимается за лень или глупость из-за того, что многие люди не знают о существовании этого расстройства и не понимают его особенностей.
Как проявляется дислексия у детей?
У детей дислексия проявляется в трудностях с чтением, письмом, запоминанием слов и звуков, а также в сложностях с анализом и синтезом звуков в слова.
Можно ли преодолеть дислексию?
Хотя дислексию нельзя полностью вылечить, с помощью специальных методов обучения и поддержки можно значительно улучшить навыки чтения и письма у людей с этим расстройством.