ДЦП — это группа нарушений, вызванных повреждением нейронов головного мозга, которые влияют на двигательные и когнитивные функции человека. Людям с таким диагнозом сложно контролировать свои движения, поддерживать равновесие, говорить и глотать. Это состояние обычно начинается до или сразу после рождения.
ДЦП является наиболее распространенным нарушением физического развития у детей в мире. По данным Минздрава России, 2-3 из 1000 детей до 17 лет страдают от этого заболевания. Чем раньше и легче родился ребенок, тем выше риск развития ДЦП. Особенно это относится к детям, родившимся до 28 недель или с весом менее 1,5 кг.
В мире около 17 миллионов человек живут с ДЦП, в России каждый 2-3 ребенок из 1000 рождается с этим диагнозом.
Различные причины могут привести к повреждению головного мозга и появлению церебрального паралича, начиная от инфекции, перенесенной во время беременности, и заканчивая осложненными родами.
Симптомы церебрального паралича могут проявляться по-разному: не все люди с этим диагнозом имеют характерные внешние признаки, такие как деформированные конечности; порой болезнь может проходить почти незаметно, и внешне человек с диагнозом «церебральный паралич» может не отличаться от здорового.
ДЦП — это диагноз на всю жизнь, пациенты должны регулярно обследоваться разными специалистами, принимать препараты от симптомов, проходить курсы физической реабилитации, однако полное излечение невозможно.
Разновидности и типы детского церебрального паралича
Церебральный паралич у детей может быть либо врожденным (то есть ребенок уже рождается с этим заболеванием), либо приобретенным, когда нейроны мозга повреждаются после рождения, например, из-за травмы головы.
Существует определенная система оценки степени тяжести церебрального паралича, которая разделяет заболевание на пять уровней. Основной критерий классификации — способность пациентов с церебральным параличом сидеть и ходить без или с использованием вспомогательных устройств.
Уровни ДЦП по изменению двигательных функций:
- 1 — свободная ходьба;
- 2 — ограниченная ходьба. Например, у ребенка возникают трудности при ходьбе по неровным поверхностям;
- 3 — ходьба с использованием вспомогательных средств передвижения, таких как костыли, или передвижение на коляске с помощью родителей;
- 4 — ребенок сидит с опорой, может передвигаться на ходунках или управлять автоматической коляской;
- 5 — ребенок полностью неподвижен, не может изменить позу самостоятельно.
Виды ДЦП в зависимости от пораженных частей тела:
- Односторонняя паралич — потеря способности к движению одной из конечностей;
- Полусторонняя паралич — потеря способности к движению конечности и руки с одной стороны тела (в некоторых случаях также наблюдается паралич лицевых и языковых мышц);
- Двухсторонняя паралич — потеря способности к движению обеих рук;
- Парциальная паралич — потеря способности к движению половины тела, выше или ниже пояса;
- Общественная паралич — потеря способности к движению обеих рук и ног.
Затронутые части тела при разных видах детского церебрального паралича
В 1973 году в России была принята рабочая классификация детского церебрального паралича, предложенная советским врачом-неврологом К. А. Семёновой, которая используется и сейчас. Согласно этой системе, выделяют пять форм ДЦП.
Виды детского церебрального паралича по К. А. Семёновой:
- гемиплегия вдвое — неодинаковое напряжение мышц конечностей или доминирование нарушений в руках;
- диплегия в виде спазма — преимущественное поражение мышц ног;
- гемипареза — одностороннее поражение руки и ноги;
- гиперкинетическая форма — возникновение непроизвольных движений в конечностях;
- атоническо-астатическая форма — равномерное понижение тонуса мышц всего тела.
Классификация церебрального паралича Л.О. Бадаляна, предложенная в 1988 году, получила определенную известность.
Шесть форм ДЦП по Л.О. Бадаляну:
- спастический церебральный паралич — тип заболевания, характеризующийся неэластичными, жесткими и слабыми мышцами. Это наиболее распространенный тип детского церебрального паралича. Люди испытывают застывшие, слегка судорожные движения при попытке двигаться конечностями;
- дистонический церебральный паралич — расстройство в произвольном контроле мышц, что нарушает поддержание правильной позы тела. У людей с такой формой болезни движения медленные, словно замедленные. Дистонический церебральный паралич может затронуть обе стороны тела или вызвать непроизвольные движения только в одной области, например, в пальцах правой руки;
- гиперкинетический церебральный паралич — форма болезни, сопровождающаяся поражением отделов головного мозга, ответственных за мышечный тонус. В результате человек совершает неконтролируемые однотипные движения — гиперкинезы;
- атаксический церебральный паралич — вид болезни, отличающийся плохой координацией движений, слабостью мышц, проблемами с контролем движений, особенно при ходьбе, а также интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести;
- атоническо-астатический церебральный паралич — разновидность заболевания, характеризующаяся характерными нарушениями координации движений и психо-эмоциональными расстройствами. Болезнь поражает мозжечок и лобные доли головного мозга;
- смешанные формы — такие формы ДЦП, при которых наблюдается хаотичное повышение и ослабление мышечного тонуса при смене положения тела, иногда в сочетании с движениями, которые человек не может контролировать (размахивание руками, червеобразные движения пальцев, открывание рта).
В МКБ-10 церебральный паралич имеет код G80.0 («Спастический церебральный паралич») и включает несколько разновидностей.
Разновидности церебрального паралича по МКБ-10:
- G80.1 — спастическая диплегия;
- G80.2 — детская гемиплегия;
- G80.3 — дискинетический церебральный паралич;
- G80.4 — атаксический церебральный паралич;
- G80.8 — другие виды церебрального паралича;
- G80.9 — неуточненный церебральный паралич.
Симптомы церебрального паралича у детей
Детский церебральный паралич чаще всего влияет на физическое развитие ребенка. Иногда он также может привести к задержке в умственном развитии, что может вызвать у ребенка проблемы в обучении.
Признаки церебрального паралича зависят от степени тяжести заболевания. Обычно они не проявляются сразу после рождения — видимые симптомы можно заметить только в течение первых двух лет жизни. Нередко ребенок отстает в физическом развитии: например, не садится до восьми месяцев или не начинает ходить до полутора лет, либо развивается нормально, но в последствии теряет приобретенные навыки — может внезапно потерять умение вставать у опоры или терять равновесие в сидячем положении, хотя раньше держался прямо.
У 80% пациентов с детским церебральным параличом наблюдается спастичность мышц — их непроизвольные сокращения и повышенный тонус. Из-за этого возникает боль, а конечности, руки или весь организм постоянно напряжены, что затрудняет полноценное движение. Если не устранять спазмы, мышцы начнут атрофироваться, суставы будут сильно ограничены в движениях, а кости могут принять деформированный вид.
Прочие проявления церебрального паралича:
- припадки;
- невозможность сосредоточиться на движении объекта, например игрушки;
- беспокойные, резкие, неуклюжие движения;
- затруднения при ходьбе, например на цыпочках;
- раздражительность, частое плач;
- апатия;
- непроизвольные, неконтролируемые движения;
- затруднения с глотанием;
- нарушения речи или ее задержка;
- ухудшение зрения, слуха;
- умственная отсталость;
- неспособность к обучению.
В зависимости от степени выраженности церебрального паралича, у некоторых людей могут проявляться все симптомы, а у других — лишь один или два. Как правило, подобные симптомы не прогрессируют, но и не исчезают с течением времени.
Более половины людей с детским церебральным параличом не имеют интеллектуальных нарушений, хотя иногда это сложно оценить. Например, даже если человек с ДЦП фиксирует свой взгляд на одной точке и не может произносить слова, в некоторых случаях он просто не способен ответить так, как это делают обычные люди, но при этом мыслит и воспринимает окружающий мир полноценно.
Причины возникновения детского церебрального паралича
Отсутствие интеллектуальных нарушений и сохранение способности к полноценному мышлению у большинства людей с ДЦП объясняется тем, что первопричиной данного состояния является повреждение мозга в раннем детстве. Механизм возникновения этого повреждения может быть разнообразным, в том числе наследственная предрасположенность, травмы головы в раннем возрасте, серьезные нарушения обмена веществ, такие как гепатит у новорожденных, инфекции как у матери, так и у ребенка, а также осложнения при родах, включая применение акушерских щипцов или вакуумного экстрактора.
Тем не менее, патологические состояния при родах очень редко приводят к развитию церебрального паралича. Основным фактором риска является недоношенность: чем меньше весит и раньше появляется на свет ребенок, тем выше вероятность возникновения проблем. Особенно это касается малышей, которые родились до 28 недель или весят менее 1,5 кг.
Роль генетики в развитии церебрального паралича пока не до конца понятна. Ученые выявили несколько генетических нарушений, которые могут способствовать заболеванию как по отдельности, так и в совокупности, однако точные молекулярно-генетические механизмы развития церебрального паралича остаются неизвестными. Известно, что некоторые мутации передаются от родителей, в то время как другие возникают de novo, то есть случайно в процессе внутриутробного развития или после рождения.
Факторы риска церебрального паралича у детей
В большинстве случаев возникновения ДЦП нет одной причины. Чаще всего заболевание развивается под воздействием различных факторов, которые условно можно разделить на три группы: внутриутробные, интранатальные и постнатальные.
Внутриутробные, или пренатальные, факторы риска церебрального паралича:
- недоношенность;
- экстремально низкий вес при рождении (до 1,5 кг);
- многоплодная беременность;
- тяжёлая преэклампсия;
- TORCH-инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирусная и герпетическая инфекция), а также сифилис, гонорея, ВИЧ, гепатит.
К пренатальным факторам относятся кровотечения, приём матерью во время беременности лекарственных препаратов, оказывающих тератогенное действие. Таким эффектом обладают некоторые антибиотики, антидепрессанты и гормональные, противоопухолевые, противомикробные препараты.
Также у ребенка могут наблюдаться врожденные отклонения в развитии центральной нервной системы — отдельные участки мозга могут быть недоразвитыми или иметь необычные формы. Иногда в мозге ребенка накапливается избыток спинномозговой жидкости.
Факторы риска в период интранатального развития возникают во время родов и включают наиболее распространенные осложнения — кислородное голодание плода, обвитие пуповиной, затяжные роды, длительный безводный период, травмы при родах, применение акушерских щипцов.
Факторы риска в постнатальном периоде возникают в первые два года жизни и включают серьезные инфекции, приводящие к энцефалиту или менингиту, искусственная вентиляция легких после рождения, эпилептические припадки, тяжелая желтуха, черепно-мозговая травма.
Прогрессирование детского церебрального паралича
Детский церебральный паралич развивается из-за сложного процесса поражения мозга, что приводит к разнообразным клиническим проявлениям.
У одной трети детей с таким диагнозом выявляются врожденные аномалии развития мозга:
- микрогирия — извилины мозга с увеличенным количеством и малым размером;
- пахигирия — аномально широкие и плоские извилины коры больших полушарий головного мозга;
- гетеротопии — необычное расположение тканей или структур;
- недоразвитие отделов мозга.
Поражения центральной нервной системы или другие повреждения могут привести к нарушению кровообращения в головном мозге, из-за чего его ткани не получают достаточно питательных веществ и кислорода, что в итоге приводит к их отмиранию (атрофии). В результате происходит гибель нейронов мозга и их замена нефункциональной рубцовой тканью, атрофия коры больших полушарий, образование кистозных полостей в мозговой ткани, отложение солей в структурах черепа. По мере гибели клеток определенных участков головного мозга развиваются двигательные, речевые, моторные и другие нарушения.
Осложнения детского церебрального паралича
Церебральный паралич у детей может осложняться развитием ортопедических деформаций, таких как вывихи и искривления тазобедренного, коленного, голеностопного, локтевого, лучезапястного суставов, деформация стоп и позвоночника. Однако возможны и другие осложнения.
Возможные осложнения повреждения мозга в детстве:
- Спастичность и жёсткость мышц — со временем мышцы могут стать спастичными, что препятствует выполнению движений и вызывает боль;
- Истончение мышечной ткани сопровождается снижением мышечного тонуса и возможным разрушением мышцы;
- Проблемы с памятью, вниманием и другими интеллектуальными функциями;
- Аспирационная пневмония — возможное осложнение из-за давления пищи или напитков на дыхательные пути;
- Пролежни из-за длительного сидения без возможности двигаться;
- Мочеполовые инфекции из-за нарушений регуляции мочеиспускания;
- Запор из-за потери контроля над мышцами, отвечающими за дефекацию.
К какому врачу обращаться при детском церебральном параличе
В случае подозрений на развитие детского церебрального паралича у малыша, нужно обязательно рассказать о своих опасениях педиатру. Также способен заметить отклонения невролог, ортопед, логопед, дефектолог или психолог. Обычно церебральный паралич диагностируется в течение первых двух лет жизни.
Невероятно важно произвести раннюю диагностику церебрального паралича для определения оптимального плана лечения и проведения реабилитации.
Лабораторная диагностика детского церебрального паралича
Существует простой способ подтвердить наличие церебрального паралича у малыша с помощью анализов. Хотя нет специфических тестов на церебральный паралич, биохимические анализы крови могут помочь врачу оценить общее состояние организма ребенка и выявить нарушения работы внутренних органов, вызванные болезнью.
Для исключения генетических патологий центральной нервной системы, проявляющихся схожими симптомами, проводится генетическое тестирование, например, для выявления болезни Тея — Сакса.
Диагностика детского церебрального паралича с использованием инструментальных методов
Аномалии формирования структур головного мозга обнаруживаются с помощью плановой нейросонографии — ультразвукового исследования головного мозга, проводимого у детей до полутора лет.
Также выполняется электроэнцефалография для выявления признаков эпилепсии, а также электронейромиография — метод диагностики, при котором регистрируется электрическая активность мышц в покое и во время сокращений.
Для подтверждения диагноза проводятся визуализирующие исследования, такие как компьютерная и магнитно-резонансная томография.
Методы лечения детского церебрального паралича
Церебральный паралич — это невылечимое заболевание. Нельзя безопасно убрать повреждённые нервные клетки из мозга и заменить их здоровыми. Врачи стремятся предотвратить прогрессирование болезни. Иногда правильное лечение и реабилитация могут значительно улучшить состояние пациента.
Методы консервативного лечения детского церебрального паралича
Лекарственные препараты применяются для симптоматического лечения, чтобы снять боль, уменьшить мышечные спазмы и восстановить работу пищеварительной системы.
Препараты, применяемые при церебральном параличе:
- Лекарства против эпилепсии — у некоторых людей с ДЦП из-за повреждения головного мозга возникают повторяющиеся судороги, такие препараты помогают в профилактике подобных приступов;
- Препараты для расслабления мышц — помогают расслабить мышцы и устранить спастичность, которая мешает движению;
- Препараты от запоров — используются для ликвидации запоров у пациентов с ДЦП;
- Препараты от депрессии — помогают избавиться от хронической боли.
Инъекции препаратов ботулотоксина помогают расслабить сжатые мышцы при ДЦП
Для многих людей с церебральным параличом назначают специальные корсеты или бандажи, которые являются жёсткими фиксирующими устройствами. Они помогают держать части тела в правильном положении, предотвращая деформацию костей, а также снижая мышечные спазмы и атрофию мышц. Для передвижения может потребоваться трость, ходунки или инвалидная коляска.
Существуют альтернативные методы лечения церебрального паралича, такие как иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия, иппотерапия и дельфинотерапия. Однако эффективность и безопасность этих методик до сих пор не получили достоверной оценки.
Оперативное вмешательство при детском церебральном параличе
Для некоторых осложнений церебрального паралича необходимо выполнить хирургическое вмешательство. Среди этих осложнений: тяжелые мышечные судороги, абсцесс или кишечная непроходимость из-за сильного запора. Операция на головном мозге используется для лечения эпилептических припадков, которые не исчезают при медикаментозной терапии.
Уменьшение мышечного тонуса и их расслабление возможно благодаря операции — селективной дорсальной ризотомии. Эта процедура проводится бесплатно за счет обязательного медицинского страхования для детей от 2 до 9 лет с вторым или третьим уровнем церебрального паралича. Во время операции хирург делает небольшой разрез в области поясничной части позвоночника и разделяет нервные волокна корешков спинного мозга, отвечающие за гипертонус. После такой операции многим пациентам становится легче передвигаться, контролировать движения рук и ног.
Детям с серьезными деформациями позвоночного столба могут быть рекомендованы хирургические вмешательства, при которых два или более позвонка соединяют металлическими пластинами, винтами и стержнями, чтобы зафиксировать их в нужном положении и обеспечить их сращивание.
Процессы медицинской реабилитации при детском параличе
Лечение людей с ДЦП включает сотрудничество с эрготерапевтом, который помогает освоить навыки самообслуживания, а также с физиотерапевтом, который занимается восстановлением доступных движений. Уроки с логопедом могут улучшить речь или способности к общению через жесты. Это также помогает улучшить принятие пищи: человеку становится легче жевать и глотать. Часто такие занятия способствуют улучшению качества жизни и достижению большей самостоятельности.
Метод эрготерапии (понимаемый как «терапия через труд») помогает улучшить мышечный и суставной тонус у людей с детским церебральным параличом
Для улучшения коммуникации у людей с поражением центральной нервной системы можно использовать коммуникативные доски и специальные программы на компьютере
Также специалисты в области медицинской реабилитации учат людей с детским церебральным параличом использовать различные устройства, которые облегчают их повседневную жизнь и общение. Например, существуют специальные программы на планшете или компьютере, в которых человек может набирать текст удобным способом — печатать, выбирать картинки на экране или нажимать всего одну кнопку — и этот сигнал преобразуется в голосовое сообщение, которое понятно окружающим.
Прогноз и профилактика детского церебрального паралича
Продолжительность жизни человека с церебральным параличом зависит от степени тяжести заболевания. Например, те, у кого заболевание легкой формы, могут дожить до глубокой старости и испытывать лишь небольшие ограничения, например, в занятиях определенными видами спорта. При этом они работают, заводят семью и рожают здоровых детей. У людей с церебральным параличом нет повышенного риска выкидыша или рождения недоношенного ребенка.
Те, у кого заболевание тяжелой формы, зачастую лишены возможности вести активную социальную жизнь, так как с младенчества полностью зависят от помощи родителей или сиделок и подвергаются высокому риску осложнений, которые могут привести к смерти.
Для человека с церебральным параличом существует множество препятствий, которые мешают ему вести обычный образ жизни, как это делают здоровые люди, и быть активным членом общества. Однако причина этого не в его здоровье, а во внешних обстоятельствах, таких как отсутствие пандусов или оборудованных туалетов. Ситуация постепенно меняется, и во многих городах России люди с ограниченными возможностями могут полноценно участвовать в общественной жизни: посещать школы, работать в офисах, ходить в кинотеатры и бассейны.
Источники
Эффективные методы физиотерапии при детском церебральном параличе
В данном разделе рассмотрены современные подходы к лечению детей с церебральным параличом с использованием физиотерапии. Основная цель такого метода заключается в улучшении функций движения, координации и мышечного тонуса у детей, страдающих этим недугом.
Один из эффективных методов физиотерапии при детском церебральном параличе — это лечебная гимнастика. Специально разработанные комплексы упражнений помогают ребенку улучшить свою физическую форму, снять мышечные спазмы и улучшить координацию движений.
Другим важным аспектом физиотерапии является массаж. Профессионально проведенный массаж помогает расслабить напряженные мышцы, улучшить кровообращение и снять боль. Этот метод также способствует улучшению общего самочувствия и позволяет ребенку лучше контролировать свое тело.
Современные методы физиотерапии при церебральном параличе включают в себя различные аппаратные процедуры, такие как лазеротерапия, ультразвуковая терапия и электростимуляция. Эти методы помогают улучшить мышечный тонус, ускорить процесс восстановления и повысить эффективность общего лечения.
Важно отметить, что физиотерапия при детском церебральном параличе должна проводиться под наблюдением квалифицированных специалистов, которые смогут подобрать оптимальные методики и индивидуальный подход к каждому ребенку. Только таким образом можно добиться наилучших результатов в реабилитации детей с этим заболеванием.
Современные методы лечения детского церебрального паралича
Реабилитация детей с церебральным параличом требует индивидуального подхода и комплексного воздействия. Современные методы лечения направлены на улучшение качества жизни детей, уменьшение симптомов и стимуляцию развития опорно-двигательной системы.
Одним из ключевых методов считается использование физической терапии, которая помогает улучшить силу и координацию движений у детей с церебральным параличом. Это включает в себя упражнения для укрепления мышц, развития гибкости и улучшения равновесия.
Другой важный аспект лечения – применение специализированных аппаратов и технологий. Это может быть использование ортезов, ассистивных устройств, биомеханической терапии и других инновационных методов, направленных на коррекцию дефектов в движениях.
Метод лечения | Описание |
---|---|
Робототехника | Использование роботизированных устройств для проведения тренировок и коррекции двигательных навыков. |
Нейропластичность | Применение специальных упражнений и игр для стимуляции мозга и формирования новых связей между нейронами. |
Электростимуляция | Использование электрических импульсов для активации мышц и улучшения контроля над движениями. |
Важную роль в реабилитации детей с церебральным параличом играет семья. Поддержка близких людей, понимание и терпение способствуют более успешному протеканию процесса лечения и восстановления. Семейный коллектив создает благоприятную атмосферу для развития и роста ребенка, способствует его социализации и налаживанию контактов с окружающим миром.
Роль семьи в реабилитации ребенка с церебральным параличом
Важность вовлечения семьи в процесс реабилитации ребенка, страдающего от церебрального паралича, не может быть недооценена. Семья играет важную роль в поддержке и помощи детям с таким диагнозом, обеспечивая необходимую заботу и эмоциональную поддержку.
Родители ребенка с церебральным параличом становятся его главными опорами в процессе реабилитации. Они не только участвуют в медицинских процедурах и терапиях, но и создают поддерживающую среду, способствующую психологическому и физическому развитию ребенка.
Эмоциональная поддержка, любовь и понимание со стороны семьи позволяют детям с церебральным параличом преодолевать трудности и справляться с препятствиями на пути к выздоровлению. Семья становится неотъемлемой частью команды специалистов, работающих над улучшением качества жизни ребенка.
Психологическая поддержка детей с церебральным параличом
Дети с церебральным параличом нуждаются в особой заботе и внимании не только со стороны медицинского персонала, но и со стороны психологов и близких людей. Поддержка и понимание со стороны окружающих играют важную роль в процессе реабилитации и адаптации.
Психологическая помощь детям с церебральным параличом направлена на поддержку их эмоционального состояния, развитие самооценки, укрепление мотивации к занятиям и повседневной активной жизни.
Родители и близкие должны быть готовы к тому, что дети с церебральным параличом могут испытывать сложности в общении, чувствовать себя изолированными или некомфортно в обществе. Важно создать условия для открытого общения, поддержания доверительных отношений и понимания.
Психологическая поддержка также направлена на помощь родителям, которые могут испытывать стресс и эмоциональное истощение в связи с особенностями ухода за ребенком с церебральным параличом.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к психологической поддержке должен быть индивидуальным, учитывая особенности его личности и потребности. Специалисты в области психологии играют важную роль в обеспечении психологической поддержки детей с церебральным параличом.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Что такое детский церебральный паралич?
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа состояний, при которых двигательное и (реже) когнитивное развитие человека нарушаются из-за раннего повреждения нейронов головного мозга. Человеку с таким диагнозом трудно контролировать свои движения, сохранять равновесие, говорить, глотать. Заболевание обычно развивается ещё в утробе или вскоре после рождения.
Какие основные симптомы характерны для детского церебрального паралича?
Основные симптомы ДЦП включают трудности с движениями, нарушения координации, проблемы с речью и глотанием. Люди с этим диагнозом могут также испытывать затруднения в поддержании равновесия.
Каковы причины развития детского церебрального паралича?
Причины развития ДЦП могут быть различными, включая врожденные аномалии мозга, кровоизлияния в мозгу в период внутриутробного развития или в раннем детстве, инфекции и травмы.
Каков прогноз для людей с детским церебральным параличом?
Прогноз для каждого человека с ДЦП может быть индивидуальным и зависит от степени тяжести повреждения мозга. Некоторые люди могут достичь некоторой степени самостоятельности и независимости с помощью терапии и реабилитации, в то время как другие могут нуждаться в постоянной помощи.
Какие методы лечения и реабилитации применяются для пациентов с детским церебральным параличом?
Для пациентов с ДЦП могут применяться различные методы лечения и реабилитации, включая физическую терапию, логопедию, эрготерапию и другие виды помощи для улучшения двигательных и речевых навыков.