Аутизм: расстройства аутистического спектра

Главная > Справочник > Заболевания > Аутизм у детей и взрослых — что это, признаки и симптомы

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 24 мин.

Поделиться:

Содержание:

Аутизм, иначе известный как расстройство аутистического спектра (РАС), это не болезнь, а сложный комплекс неврологических расстройств развития, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека.

Симптомы сильно зависят от типа и степени тяжести РАС и обычно проявляются в возрасте до 2 лет. Люди с аутизмом обычно нуждаются в строгом расписании действий, которое повторяется каждый день. Даже незначительные изменения могут вызвать тревогу или истерику.

Часто люди с РАС гиперчувствительны к звукам, запахам и вкусам.

Для установления диагноза «аутизм» необходимо пройти консультации нескольких специалистов: психолога, невролога, терапевта или педиатра.

Расстройство аутистического спектра — это не болезнь, поэтому нет необходимости в лечении. Для людей с таким расстройством важно научиться приспосабливаться к жизни в обществе и управлять своими эмоциями. В этом им могут помочь поведенческая, образовательная и семейная терапия.

Исторические сведения

Эйген Блейлер, швейцарский психиатр, впервые ввел понятие «аутизм» в 1911 году. Ему удалось описать этот симптом шизофрении. Блейлер определил аутичное мышление как инфантильное стремление к избеганию реальности, заменяя ее фантазиями и галлюцинациями.

В 40-х годах прошлого века психиатры Лео Каннер и Ганс Аспергер придали современное значение термину «аутизм». Именно они описали поведение своих пациентов, которые были одержимы определенными объектами, стремились к сохранению стабильности и испытывали трудности во взаимодействии с другими людьми.

В 1950-х годах, для объяснения причин развития аутизма, психолог Бруно Беттельгейм придумал концепцию «теории холодных матерей», которая была одним из самых устойчивых заблуждений об аутизме.

Отстраненность

Теория Беттельгейма неверно считала, что аутизм вызван эмоциональным отчуждением матери

По мнению Беттельгейма, сознание ребенка разрушается из-за отсутствия любви и заботы со стороны родителей или других общественных лиц, ухаживающих за ним. Оптимальным решением, по его мнению, было изъятие ребенка из «порочной» семьи.

В 1980-х годах, когда стало ясно, что аутизм не представляет собой единичное расстройство, а целый спектр состояний с характерными признаками, «теорию холодных матерей» перестали воспринимать всерьез.

Код МКБ

В МКБ-10 отсутствует диагноз «расстройство аутистического спектра», однако имеются «Общие расстройства психологического развития» (код F84). В эту группу входит 8 подгрупп.

Подгруппы общих расстройств психологического развития (по МКБ-10):

  • F84.0 — детский автизм;
  • F84.1 — атипичный аутизм;
  • F84.2 — синдром Ретта;
  • F84.3 — другое дезинтегративное расстройство детского возраста;
  • F84.4 — гиперактивное расстройство, сопровождающееся умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • F84.5 — синдром Аспергера;
  • F84.8 — другие общие расстройства развития;
  • F84.9 — общее расстройство развития неуточненное.

В новом издании МКБ (МКБ-11), которым постепенно переходят по всему миру, расстройство аутистического спектра обозначается кодом 6 («Расстройства психические, поведенческие и нейроразвития») и имеет одну подгруппу (6A02 «Расстройство аутистического спектра»).

Распространённость

Согласно данным ВОЗ, аутизм диагностируется у каждого 100-го ребенка, а по оценкам Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) на 2022 год — у каждого 44-го ребенка до 8 лет.

Это состояние существовало всегда, однако за последние десятилетия количество людей с диагнозом «РАС» увеличилось. Считается, что это связано с улучшением диагностики.

Для России нет точных данных, но, по наблюдениям экспертов, в любом классе или группе детского сада найдется ребенок с одной из легких форм аутизма.

У мальчиков расстройство аутистического спектра (РАС) встречается значительно чаще, чем у девочек. Но медики и ученые полагают, что этот факт может не отражать действительную картину. На самом деле соотношение между мальчиками и девочками с РАС может быть почти одинаковым. Это объясняется культурными стереотипами о том, что девочки должны быть тихими и скромными. Вследствие этого окружающие могут ошибочно принимать признаки аутизма за проявление природной застенчивости у девочек.

Причины расстройства аутистического спектра

Большинство случаев РАС не имеют определенной причины. Считается, что к аутизму могут приводить генетические отклонения, воздействие токсичных веществ, факторы окружающей среды и многие другие факторы.

Когда-то считали, что аутизм вызывают прививки. Вспомним громкое исследование тройной вакцины от кори, краснухи и паротита (MMR). Хотя его результаты были опровергнуты, оно привлекло много внимания и по сей день вызывает путаницу.

Прививка

Нет никаких научных доказательств связи между прививками и развитием аутизма

Возможные причины аутизма:

  • применение противосудорожных средств (в частности, вальпроевой кислоты) во время беременности;
  • Мартина — Белл (синдром ломкой Х-хромосомы), генетическое расстройство в X-хромосоме, которое приводит к умственной отсталости и нарушениям поведения;
  • краснуха во время беременности;
  • туберозный склероз — унаследованное заболевание, проявляющееся изменениями кожи, эпилептическими приступами, умственной отсталостью и высоким риском развития рака;
  • Прадера — Вилли, редкое генетическое заболевание, связанное с хромосомными нарушениями. Эта болезнь проявляется ожирением, умственной отсталостью, деформацией кистей и стоп, аномалиями в развитии половых органов.
Часто случается, что мутации, которые впоследствии могут привести к аутизму, возникают спонтанно в процессе развития плода, а не передаются по наследству от родителей.

Потенциальные причины возникновения аутизма

Точные причины возникновения аутизма до сих пор не установлены, однако исследователи полагают, что существуют определенные факторы, увеличивающие риск его развития.

Потенциальные причины возникновения аутизма:

  • Имеет основание в семейном анамнезе случаи аутизма. В семьях, где уже растет ребенок с РАС, вероятность появления второго ребенка с подобным нарушением выше на 18% по сравнению с семьями, у которых дети не сталкиваются с подобными расстройствами;
  • Осложнения во время беременности и родов: артериальная гипертензия, сахарный диабет, угроза выкидыша, нештатное предлежание плода, преждевременные роды, преэклампсия, значительное кровотечение до или после родов;
  • История родов более 4 раз;
  • Возраст родителей: риск увеличивается при возрасте матери старше 35 лет и отца старше 50 лет.

Классификация нарушений аутистического спектра

РАС разделяют на 4 группы с учетом степени выраженности симптомов и основного психопатологического синдрома (классификация Никольской).

Первая группа. Наиболее серьезные нарушения: легкомысленное отношение к необходимости общения с окружающими, неспособность к самообслуживанию. Основной патопсихологический синдром — апатия.

Вторая группа. Проявляется стремлением к стабильности. Любые изменения могут вызвать приступ агрессии. В знакомой обстановке ребенок открыт, повторяет фразы других, но сам не способен их осознать. Основной психопатологический синдром — отрицание реальности.

Третья группа. Ребенок заинтересован в общении, стремится к успеху, но не готов идти на риск, компромиссы. Как правило, увлечен узкоспециализированной областью, что позволяет ему считаться молодым интеллектуалом или даже гением. Основной психопатологический синдром — замещение различных областей жизни конкретной узкой деятельностью.

Четвёртая группа. Слегка нарушенное развитие. Ребёнок способен к общению и анализу, но быстро устает, ему трудно сосредоточиться, выполнять инструкции. Обычно он кажется застенчивым и рассеянным. Основной психопатологический синдром — уязвимость.

Развитие аутизма

В норме развития у ребёнка происходит постепенное смена сложности функций: более сложные постепенно вытесняют простые. Например, сначала малыш ползает, а потом ходит, или сначала издаёт звуки, а затем произносит слоги. При аутизме развитие происходит неравномерно, и простые функции как бы наслаиваются на более сложные. Например, ребёнок может одновременно издавать звуки и произносить простые слова.

Стадии развития аутизма пока не изучены достаточно, и различные формы РАС имеют свои особенности.

При проведении компьютерной томографии у детей с расстройством аутистического спектра чаще всего не обнаруживаются патологические изменения в мозге. Иногда можно выявить изменения в мозжечке, мозговом стволе, лобной части коры головного мозга, а также расширение боковых желудочков. Тем не менее, эти нарушения в основном функционального характера. Например, у людей с аутизмом нарушается обмен нейромедиатором дофамином, который является необходимым для передачи нервных импульсов и выполнения высших психических функций.

Признаки аутизма у детей

Признаки аутизма у детей

Как правило, первые симптомы проявляются у детей до трех лет. В это время родители могут заметить, что ребенку трудно общаться с другими людьми, он плохо контролирует свои эмоции, а в его поведении могут возникнуть стереотипные движения, например, раскачивания (стимминг).

Детей с РАС можно выявить после 1–1,5 года. Трудности с диагностикой возникают из-за того, что симптомы могут проявляться по-разному. Иногда аутизм выявляют только в возрасте 4–6 лет, даже в странах с развитой диагностикой.

Родителям стоит обращать внимание на так называемые «красные флаги».

«Красные флаги» аутизма у детей разного возраста

6 месяцев:

  • ребенок редко улыбается и практически не показывает эмоции,
  • не идет на зрительный контакт.

9 месяцев:

  • мало улыбается,
  • почти не издает звуков,
  • редко демонстрирует эмоции.

1 год:

  • отсутствие лепечущих звуков,
  • неотзывчивость на свое имя,
  • неиспользование жестов,
  • отсутствие интереса к предметам и отсутствие указания на них.

В течение 1,5 года — не ведет разговора.

К 2 годам:

  • неспособность создать простые предложения самостоятельно;
  • стремление к упорядочиванию объектов (например, выстраивание игрушек в ряд);
  • длительное беспорядочное махание руками, вращение на месте или повторяющиеся однообразные вопросы одним и тем же монотонным голосом.

Признаки аутизма могут проявляться по-разному, поэтому специалисты утверждают: «Если вы знакомы с одним аутистом — это не значит, что вы знаете что-то об аутизме».

Порядок

Дети, страдающие от аутизма, часто имеют стремление к упорядочиванию предметов или их расстановке по цвету, размеру или форме

Основные признаки аутизма:

  • отсутствие навыков в общении;
  • ухудшение речи;
  • избегание глазного контакта;
  • трудности в распознавании эмоций;
  • узкие интересы;
  • повторение однотипных движений;
  • неправильная реакция на свет, звуки, вкусы, текстуры или запахи.
Ни один из этих признаков не является определяющим для аутизма. Диагноз РАС устанавливается по комплексу симптомов.

Выражения аутизма чрезвычайно разнообразны и могут отличаться от человека к человеку. Таким образом, один может быть очень коммуникабельным и увлеченным, в то время как другой может быть замкнутым с серьезными когнитивными нарушениями.

Как чувствует себя ребенок с аутизмом

Люди с аутизмом очень уникальны, прежде всего потому, что они действительно по-своему слышат, видят и ощущают реальность. Из-за генетических нарушений их мозг гиперактивен и просто не успевает анализировать все, что окружает ребенка. Поэтому мир воспринимается фрагментарно и искаженно.

Неверные восприятия могут вызвать ситуации, когда ребенок путает поднятый палец с ручкой, не реагирует на свое имя, но встряхивается, если рядом проезжает машина. Чаще всего такие проблемы со зрительным восприятием проявляются в чувстве осязания. Ребенок может испытывать дискомфорт от прикосновений мягкой ткани или теплой воды, но ему нравится трогать колючий свитер или еловую ветку.

Мытье

Часто дети с аутизмом не переносят процедуру мытья: вода словно обжигает, а полотенце впивается в кожу

Интеллект у ребенка с аутизмом

Существует множество мнений о интеллекте людей с РАС. Некоторые говорят, что дети с аутизмом гениальны, другие же утверждают, что у них отмечается отставание в развитии. Вероятно, правда находится где-то посередине.

У половины людей с РАС отмечаются выраженные нарушения когнитивных функций, в то время как другие справляются с учебой без особых трудностей в образовательных учреждениях.

Однако есть исключения, как, например, писатель Льюис Кэрролл или экологическая активистка Грета Тунберг. У них когнитивные способности либо такие же, либо почти такие же, как у других людей. Но благодаря своим особенностям они достигли впечатляющих результатов.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Льюис Кэрролл — писатель, известный своим произведением «Алиса в Стране чудес», также является одним из известных людей с аутизмом

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Грета Тунберг — экоактивистка, известная своими деятельными действиями, также является одним из известных людей с аутизмом. Больше информации можно найти здесь

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Опра Уинфри — телеведущая, шоумен, также является одним из известных людей с аутизмом. Больше информации можно найти здесь

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

У некоторых людей с аутизмом уровень интеллекта может быть выше среднего или даже очень высоким. Благодаря способности сосредотачиваться на узкой области знаний, их талант может проявиться особенно ярко. Среди таких примеров можно назвать австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и великого физика Альберта Эйнштейна. Также предполагается, что черты аутизма присутствовали у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Марии Кюри, и Авраама Линкольна.

Признаки аутизма у взрослых

Взрослые с аутизмом могут успешно взаимодействовать в обществе, работать и заводить друзей, вопреки распространенным стереотипам. Тем не менее, они имеют свои особенности.

Симптомы аутизма у взрослых:

  • Имеют недостаточное понимание эмоций других людей;
  • Предпочитают быть в одиночестве;
  • Могут производить впечатление грубыми или незаинтересованными;
  • Не могут адекватно выразить свои чувства и ощущения;
  • Плохо понимают шутки и сарказм;
  • Избегают глазного контакта;
  • Не переносят посторонние прикосновения и нарушения личного пространства;
  • Увлекаются занятиями, требующими сосредоточенности (например, сборка пазлов, конструкторов или рисование);
  • Следуют строгому распорядку дня и придерживаются его точно.

Осложнения, связанные с аутизмом

Из-за чувствительности к нервам и эмоциям люди с аутизмом часто сталкиваются с проблемами в сне, желудочно-кишечными расстройствами, необузданными проявлениями агрессии и другими сочинениями вместе с ними.

Часто встречающиеся осложнения аутизма:

  • качественная отставании;
  • недостатки в речи;
  • координационные расстройства при диспраксии;
  • поведение, вредное для себя (агрессия);
  • меланхолия;
  • самоповреждение (царапание кожи до крови, удары головой о стену, выдергивание волос);
  • расстройства в питании (булимия, анорексия).

С утверждением аутизма могут сопровождаться неврологические проявления и психические расстройства, включая:

  • Психическое расстройство, при котором у человека проявляются две противоположные фазы — депрессия и возбуждение;
  • Нервные судороги;
  • Синдром Туретта — состояние, характеризующееся разнообразными двигательными тиками и по крайней мере одним голосовым, которые появляются несколько раз в течение дня. Относится к экстрапирамидным патологиям;
  • Кататония — синдром, проявляющийся нарушениями двигательной активности (например, человек может принимать странные позы, замирать на длительное время, или же наоборот, быть в двигательном возбуждении с импульсивностью и аутоагрессией).
Синдром Туретта

Люди с синдромом Туретта неосознанно произносят нецензурные выражения, что затем вызывает у них сильное беспокойство.

Диагностика расстройств аутистического спектра

На данный момент отсутствуют методы анализа и исследования, которые могли бы подтвердить или опровергнуть наличие аутизма у человека. Для проведения диагностики применяются интервью с родителями или другими уходящими лицами. Оценка поведения осуществляется с помощью специальных диагностических тестов.

Лабораторные и инструментальные исследования помогают выявить сопутствующие расстройства и осложнения РАС.

Какому врачу обратиться при подозрении на аутизм

Диагностику РАС у детей проводят врач-педиатр, психиатр и невролог.

На консультации специалист проведет опрос и осмотр ребенка, протестирует его и изучит его поведение.

Тесты и опросники для выявления аутизма

При диагностике РАС большинство специалистов опираются на справочник DSM-5 Американской психиатрической ассоциации.

DSM-5 разделяет все компоненты РАС на две части, или так называемую диаду аутизма:

  • А — недостаток в социальной коммуникации и взаимодействии;
  • B — ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или деятельности.

При этом диагноз «РАС» следует ставить только в случаях, когда проявления «диады аутизма» влияют на качество жизни. Например, если человеку сложно общаться с другими людьми, адаптироваться к изменениям или переключаться с одной задачи на другую. Если же нет проблем, то и нарушения не существует.

Диагноз «аутизм» не является стигматизирующим, а является сигналом о том, что человек нуждается в помощи для реализации своего потенциала и жизни в обществе с другими.

Помимо DSM-5, активно используется метод скрининга на выявление аутизма у детей — M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers). Это измененная форма анкеты для определения наличия автогенного расстройства.

В M-CHAT содержится 20 вопросов, на которые нужно ответить родителям или другим взрослым, ухаживающим за ребенком. Обычно эту анкету используют для выявления РАС у детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет.

Также существует шкала оценки аутизма CARS — Childhood Autism Rating Scale. Она применяется для детей в возрасте от 2 до 4 лет. Этот метод помогает определить степень нарушений в различных областях развития и установить, имеет ли ребенок признаки РАС.

Неврологи используют опросники ADOS и ADI-R (часто в сочетании). Они помогают сделать окончательный диагноз.

Родители или опекуны проходят интервью с неврологом, используя специальные опросники. В это время ребенок находится рядом, что позволяет врачу оценить его поведение. Процесс интервью занимает от 1 до 2 часов и содержит более 90 вопросов о текущем и прошлом поведении ребенка. Оценку производит компьютерная программа, обученная алгоритмом, чтобы определить наличие аутизма у ребенка.

Дифференциальная диагностика

Поскольку критерии расстройства аутистического спектра неоднозначны, его сложно отличить от других состояний с похожими признаками. Некоторые из них могут являться нормой и связаны с особенностями развития, в то время как другие могут указывать на неврологические, психические или другие патологии.

Патологии, похожие на расстройство аутистического спектра:

СДВГ — это патология, которая характеризуется трудностями в фокусировке внимания, избыточной двигательной активностью и импульсивным поведением.

Синдром ломкой Х-хромосомы — генетическое нарушение, которое приводит к задержке умственного развития и затруднениям в обучении.

Нарушение слуха: может быть как врожденным, так и приобретенным.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — это психическое расстройство, характеризующееся наличием навязчивых мыслей (обсессий) и действий (компульсий).

Органическое расстройство привязанности — психическое расстройство, возникающее из-за недостаточности близких эмоциональных связей с родителями. Проявляется в тревожности, повышенной напряженности, затруднениях в коммуникации с ровесниками, агрессии и самоповреждении.

Выбирательная афония — тревожное расстройство, при котором индивид не способен говорить перед людьми.

Синдром Гилберта — экстрапирамидное расстройство, выражающееся в множественных двигательных («моторных») тиках и по крайней мере одном голосовом, проявляющихся несколько раз в течение дня.

Помимо упомянутых, выделяется немало других состояний, которые следует исключить при диагностике аутизма. Для подтверждения или опровержения диагноза врач может предложить проверить слух и зрение, чтобы выявить другие нарушения. Например, проблемы с реакцией на обращённую речь могут возникать как при потере слуха, так и при аутизме.

В дополнение к этому, специалист может порекомендовать провести электроэнцефалограмму для выявления электрической активности мозга или магнитно-резонансную томографию, однако только при подозрении на дополнительное расстройство, например, эпилепсию.

Получить консультацию с психологом или педиатром для диагностики РАС можно через телемедицину. Это позволит избежать стресса для ребёнка, связанного с поездками в больницу, или сократить их количество. Кроме того, онлайн можно получить второе мнение эксперта по результатам оценок других специалистов.

Терапия аутизма

Чем раньше у человека установят диагноз аутизма, тем больше шансов улучшить качество его жизни. Специальные программы раннего вмешательства помогают ребенку не только лучше усвоить навыки и адаптироваться в обществе, но и избавиться от так называемых сопутствующих трудностей, таких как проблемное поведение из-за недостаточного развития коммуникации: невозможность просить или отказываться в чем-либо и, как следствие, склонность к конфликтам, крикам или дракам.

Можно ли избавиться от аутизма

Аутизм — это не болезнь, поэтому полностью избавиться от него невозможно. Однако с помощью коррекционных методов, которые иногда называют «лечением», можно значительно улучшить благополучие человека с РАС и помочь ему успешно интегрироваться в общество.

Различие

У людей с расстройством аутистического спектра наблюдается особая особенность функционирования мозга, отличающая их от большинства.

Чтобы избавиться от аутизма, многие «специалисты» предлагают различные «авторские методики». Некоторые из них практикуют недоказанные методы, такие как накладывание сырого мяса на голову детей, посыпание мукой, держание в закрытом темном пространстве или применение других сомнительных приемов. Учитывая чувствительность людей с расстройством аутистического спектра к сенсорным воздействиям, подобные «лечебные» методики обычно приводят к серьезным психологическим травмам.

Действенные методики работы с расстройством аутистического спектра исключают применение какого-либо психологического или физического насилия.

Терапия аутизма у детей

Для того чтобы помочь ребенку с РАС адаптироваться к обществу, необходимо преодолеть основные недостатки — развивать социальные навыки, гибкость, учить регулировать эмоции и заботиться о себе самостоятельно.

Одним из особенностей программ обучения детей с РАС является обязательное участие семьи. Адаптация нужна не только ребенку, но и его близким.

Исследования подтверждают, что помощь, начатая в раннем возрасте, дает хорошие результаты. Например, в США 20-30 лет назад более 70% детей с РАС к началу школьного обучения говорили плохо или вовсе не говорили. С появлением программ помощи этот показатель снизился до 25%.

Специалисты применяют различные методы для уменьшения проявлений РАС и помощи детям. В каждом случае разрабатывается индивидуальная программа терапии.

Инструменты индивидуальных программ терапии РАС:

  • подход, основанный на поведении (терапия АВА);
  • специальная педагогика для исправления;
  • лечение семейных проблем;
  • применение лекарств для уменьшения тревожности, снижения гиперактивности или нормализации сна;
  • индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом;
  • терапия через труд, физические упражнения, гидротерапию, ЛФК и массаж;
  • терапия через игру;
  • терапия с использованием животных;
  • терапия для улучшения сенсорных навыков.

Подход, основанный на поведении (ABA, или applied behavior analysis)

Подход, основанный на поведении, это специальная программа, которая использует определённые технологии и методы обучения для того, чтобы постепенно изменить поведение ребёнка. Он помогает ему осознать, что происходит до и после совершения определенных действий.

Основная цель ABA заключается в том, чтобы выявить естественные желания ребенка и использовать их в процессе обучения.

Процесс обучения состоит из нескольких отдельных компонентов. Например, все сложные навыки, такие как речь, креативная игра, умение смотреть в глаза и даже чистить зубы, разбиваются на более мелкие действия. Каждое действие учитывается и освоено с ребенком по отдельности, а затем объединяется в цепочку для формирования сложного умения.

Например, слуховое восприятие и внимание по методу ABA развивают таким образом:

  1. Взрослый просит прикоснуться до ушей.
  2. Потом он помогает выбрать правильный ответ (показывает на свои уши).
  3. Взрослый просит ребенка продемонстрировать навык (прикоснуться к своим ушам).
  4. Взрослый использует подкрепляющий стимул (делает что-то приятное для ребенка): гладит его, хвалит, обнимает и так далее.

Если у ребенка что-то не получается или ему не нравится, взрослый не ставит никакой оценки.

По плану ABA, учителя и родители поощряют ребенка за положительное (желаемое) поведение, сосредотачиваются на успехах и не реагируют на негативное (нежелательное).

Терапия аутизма у взрослых

Чаще всего во взрослом возрасте люди с расстройством аутистического спектра могут стать полноправными членами общества, однако им нужна поддерживающая терапия для контроля сопутствующих состояний, таких как повышенная тревожность, раздражительность, бессонница.

Препараты для поддержки людей с РАС:

  • нейролептики для подавления агрессии и особенно аутоагрессии;
  • антидепрессанты и седативные средства от депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства и повышенной тревожности;
  • лекарства от бессонницы.

Коррекцию расстройства аутистического спектра во взрослом возрасте можно также осуществить с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии.

Использование альтернативных методов лечения, таких как иглоукалывание, массаж или дыхательные практики, не было подтверждено исследованиями, однако при соблюдении правил их применения они также не причинят вреда. В то же время диеты, рекомендуемые для людей с аутизмом, такие как безглютеновая, безказеиновая или богатая омега-3 жирными кислотами, могут быть потенциально опасными. Решение о применении диеты должен принимать врач только в случае реальной необходимости, например при непереносимости глютена, лактозы и других продуктов.

Как оказать поддержку ребенку с аутизмом в семье

Автзим — это не что-то, от чего можно защититься или излечить, это просто специфическое состояние, с которым дети рождаются. Для того чтобы помочь им управлять атаками тревоги или гнева, важно избегать сенсорной перегрузки слишком многими или слишком яркими цветами, запахами, вкусами, звуками или событиями или хотя бы уменьшить их воздействие.

Для предотвращения сенсорной перегрузки используют так называемые анкера, к которым ребенок или взрослый может обращаться, чтобы успокоиться и контролировать свои эмоции. Анкера отличаются и чаще всего представляют собой то, что нравится конкретному человеку с аутизмом. Например, это может быть специальное тяжелое одеяло, рисование фигур на песочном столе, прослушивание белого шума, манипуляция антистрессовой игрушкой или наблюдение за лавовой лампой.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Использование якорей помогает людям с РАС избежать сенсорной перегрузки: взвешенное одеяло, стол с песком, антистресс-игрушки, лампа с лавой

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Использование якорей помогает людям с РАС избежать сенсорной перегрузки: взвешенное одеяло, стол с песком, антистресс-игрушки, лампа с лавой

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Использование якорей помогает людям с РАС избежать сенсорной перегрузки: взвешенное одеяло, стол с песком, антистресс-игрушки, лампа с лавой

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Использование якорей помогает людям с РАС избежать сенсорной перегрузки: взвешенное одеяло, стол с песком, антистресс-игрушки, лампа с лавой

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Прогноз и профилактика аутизма

Перспектива зависит от степени выраженности симптомов аутизма. Например, при позднем установлении диагноза и отсутствии коррекционной работы могут возникнуть серьезные речевые, когнитивные и социальные нарушения.

Однако, если аутизм выявлен в возрасте от 2 до 4 лет и была предоставлена поддержка для адаптации ребенка, то у него есть все шансы на полноценную жизнь в обществе. Такие дети могут учиться в обычных школах, получать высшее образование, строить семью, работать.

Как справляться с ребенком, страдающим аутизмом

Если врач поставил диагноз «аутизм» вашему ребенку, важно не скрывать эту информацию. Знание о своем диагнозе поможет ему лучше воспринимать себя и не считать себя неудачником или плохо воспитанным, поскольку не всегда удается добиться желаемого и эмоции иногда выходят из-под контроля.

Также это поможет развить и адаптироваться к качествам, необходимым для успешного общения. Например, умение справляться с беспокойством, планировать свой день заранее, адаптироваться к изменениям, поддерживать диалог.

Если у вас в семье есть ребенок с аутизмом, важно соблюдать определенные правила, которые помогут избежать травм, усиления тревожности и других проблем.

Безопасность ребенка с РАС

По результатам исследований, дети с аутизмом гораздо чаще оказываются в опасных ситуациях из-за того, что просто не чувствуют опасность и недостаточно понимают социальные ситуации.

Как обеспечить безопасность ребенка:

  • Пришить на одежду ярлыки с телефоном и адресом проживания;
  • Использовать GPS-устройства (например, часы, браслеты, метки), которые отслеживают местоположение и передают информацию на родительский телефон;
  • Установить блокирующие замки на окнах;
  • Всегда запирать входную дверь на замок;
  • Объяснить ребенку, как вести себя в опасных ситуациях (как обращаться за помощью, что делать, если заблудился);
  • Научить ребенка плавать, но не полагаться на это как на гарантию безопасности на воде.
Собака2

Специально обученные собаки помогают предотвратить проблему детского бегства у детей с РАС

Преимущества инклюзивного образования

Преимущества инклюзивного образования

Инклюзивное образование – это способ обучения, при котором каждому предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, независимо от наличия физических, социальных, эмоциональных, умственных, языковых, интеллектуальных и других особенностей.

Многие считают, что дети с аутизмом должны посещать специализированные коррекционные учебные заведения, и проводить остальное время дома. На самом деле, многие дети с РАС получают образование в обычных школах по стандартным программам. Это позволяет им почувствовать себя частью общества, а не быть изолированными.

Для некоторых детей с расстройством аутистического спектра (РАС) достаточно небольших изменений в программе обучения (например, возможности писать вместо устного ответа, если это сложно). Другие нуждаются в обучении с помощью специально подготовленного ассистента или куратора, изучении определенных предметов в специальном классе, а также участии в физкультуре, музыке, изобразительном искусстве, предметах, которые им даются легче, вместе со сверстниками.

Инклюзивное-образование

Основная цель инклюзивного образования заключается в возможности свободного общения во внеурочное время (на переменках, в столовой)

При этом инклюзивное образование представляет отличную возможность не только адаптироваться для людей с РАС, но и для общества в целом. У обычных детей повышается уровень толерантности, терпимости и эмпатии, они становятся более ответственными и готовыми помогать нуждающимся.

Могут ли у аутичных родителей родиться дети без РАС

Предполагается, что вероятность появления у детей аутизма выше, если у родителей уже есть это расстройство. Тем не менее, наука до сих пор недостаточно знает о аутизме, чтобы делать точные утверждения.

По данным исследования НИИ (Национального института здравоохранения США), аутизм диагностируется у приблизительно 3–5% детей, у которых близкие родственники также имеют это расстройство.

Источники

Профессиональная помощь при аутизме

Профессиональная помощь при аутизме

Процесс профессиональной помощи при аутизме включает в себя множество различных подходов и методик, которые помогают улучшить качество жизни людей с данной проблемой. К ним относятся психотерапевтические техники, обучение социальным навыкам, а также специальные программы развития коммуникации и адаптации в обществе.

Важным элементом терапии аутизма является поддержка семьи ребенка или взрослого с данной проблемой. Специалисты помогают родителям и близким понять особенности поведения человека с аутизмом, а также дать рекомендации по взаимодействию с ним и созданию условий для развития.

Специалисты в области аутизма постоянно совершенствуют свои методики работы, стремясь помочь большему числу людей и обеспечить им возможность полноценного участия в обществе. Благодаря этому, профессиональная помощь при аутизме становится более эффективной и доступной для всех, кто в ней нуждается.

Инновационные методики терапии аутизма

Новаторские подходы в помощи людям с аутизмом представляют собой современные методы, направленные на улучшение качества жизни пациентов. Эти методики обладают высокой эффективностью и помогают улучшить адаптацию аутистов в обществе.

Основными инновационными методиками терапии аутизма являются использование технологий в обучении и реабилитации, применение игровых и творческих подходов, а также использование музыки и художественной терапии. Эти методики позволяют эффективно работать с особыми потребностями аутистов и помогают им развивать свои навыки и способности.

Инновационные методики терапии аутизма также включают в себя использование индивидуальных программ, адаптированных к потребностям каждого конкретного пациента. Это позволяет учитывать особенности каждого случая аутизма и разрабатывать оптимальные стратегии помощи и поддержки.

Аутизм и образование

В данном разделе мы рассмотрим тесную связь между аутизмом и процессом обучения. Важно понимать, что каждый ребенок с аутизмом уникален и требует индивидуального подхода к образовательному процессу.

Для детей с аутизмом особенно важно создать поддерживающую и безопасную обучающую среду. Специально обученные педагоги и специалисты по аутизму могут помочь разработать индивидуальные образовательные программы, учитывающие особенности каждого ребенка.

Преимущества индивидуального обучения для детей с аутизмом:
1. Адаптация учебного материала под уровень и интересы ребенка
2. Развитие коммуникационных навыков через специализированные методики
3. Повышение самооценки и уверенности в себе через успехи в обучении

Обучение детей с аутизмом требует терпения, понимания и профессионального подхода. Важно поддерживать позитивный контакт с учащимися, стимулировать их интересы и поощрять достижения. Работа с родителями также играет значительную роль в процессе обучения, ведь поддержка семьи способствует успешной адаптации ребенка в учебной среде.

Поддержка семьи с аутистическим ребенком

Семья с аутистическим ребенком нуждается в особой поддержке и внимании. В этой статье мы рассмотрим способы, средства и методы, которые могут помочь семье справиться с вызовами, которые представляет собой забота о ребенке с аутизмом.

  • Эмоциональная поддержка: Семьям с аутистическим ребенком важно получить поддержку от родственников, друзей и специалистов. Понимание, поддержка и дружеская поддержка помогут семье чувствовать себя не так одиноко в своих трудностях.
  • Психологическое консультирование: Психологическая помощь может быть очень полезной для семьи, которая сталкивается с аутистическим ребенком. Профессиональные консультации помогут семье лучше понять особенности поведения и потребности ребенка.
  • Обучение и поддержка: Наставничество и обучение могут помочь родителям стать более уверенными родителями для своего аутистического ребенка. Обучение специальным навыкам и методам воспитания поможет семье более эффективно взаимодействовать с ребенком.
  • Создание поддерживающей среды: Важно создать домашнюю обстановку, которая будет способствовать развитию и благополучию ребенка с аутизмом. Домашнее пространство должно быть адаптировано под нужды и особенности ребенка.

Видео по теме:

Аутизм: расстройство аутистического спектра и его влияние на развитие

Вопрос-ответ:

Что такое аутизм и какие симптомы характеризуют это состояние?

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), — это комплекс неврологических нарушений развития, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека. Симптомы аутизма могут включать в себя ограниченные интересы, повторяющееся поведение, затруднения в общении и социализации, а также особенности восприятия мира.

Может ли аутизм проявиться по-разному у разных людей?

Да, аутизм может проявляться по-разному у разных людей. У каждого человека с РАС могут быть свои особенности — от уровня тяжести симптомов до специфических интересов и поведенческих особенностей.

Какие подходы к обучению и лечению аутизма существуют?

Существует множество подходов к обучению и лечению аутизма, таких как поведенческая терапия, игровая терапия, терапия речи и другие. Каждый подход индивидуален и подбирается в зависимости от потребностей конкретного человека.

Можно ли успешно жить с аутизмом?

Да, многие люди с аутизмом ведут успешную жизнь, достигая своих целей и осуществляя свои мечты. С поддержкой близких, специалистов и общества они могут преодолеть трудности и раскрыть свой потенциал.

Какова роль общества в поддержке людей с аутизмом?

Общество играет важную роль в поддержке людей с аутизмом, создавая благоприятные условия для их обучения, трудоустройства и социальной интеграции. Важно проявлять понимание, терпимость и уважение к особенностям каждого человека с РАС.

Чем отличается аутизм от других неврологических расстройств?

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), характеризуется особым образом взаимодействия с окружающими и ограничениями в общении и поведении, в отличие от других неврологических нарушений.

Оставить комментарий